В Республике Узбекистан Национальная система квалификаций внедрена в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2024 года № ПП-345 и Постановлением Кабинета Министров от 17 июня 2025 года № ПКМ-369.
Национальная система квалификаций — это единый национальный механизм в Республике Узбекистан, обеспечивающий тесную взаимосвязь между рынком труда и системой образования. Она служит для упорядочения процессов предоставления, оценки и признания профессиональных квалификаций и компетенций экономически активного населения на открытой и прозрачной основе, в соответствии с международными стандартами.
Национальная рамка квалификаций, в свою очередь, является ключевым структурным элементом данной системы и устанавливает чёткие критерии оценки и систематизации знаний и навыков рабочей силы. Рамка квалификаций включает 8 уровней, каждый из которых определяет соответствующий объём знаний, практических навыков, ответственности и самостоятельности.
Национальная система квалификаций в стране направлена на развитие человеческого капитала, повышение его качества, обновление учебных программ на основе профессиональных стандартов и подготовку кадров, соответствующих реальным требованиям рынка труда. В результате система формирует единое пространство квалификационных стандартов и понятий для всех заинтересованных сторон — образовательных учреждений, работодателей и отдельных лиц, а также создает основу для международного признания национальных квалификаций.
Институт развития национальной системы квалификации осуществляет организационно-методическое обеспечение данной системы и действует в качестве регулятора. К его основным задачам относятся разработка профессиональных стандартов, подготовка рамок квалификаций и инструментов оценки, координация процессов валидации результатов неформального и информального обучения (RPL), аккредитация центров оценки квалификаций, цифровизация системы и её постоянное совершенствование.
Национальная рамка квалификаций
Национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан является инструментом, соединяющим рынок труда и систему образования, и определяет обобщённые характеристики уровней квалификаций, а также основные пути их достижения на территории Республики Узбекистан.
Национальная рамка квалификаций является составной частью национальной системы квалификаций Республики Узбекистан и служит основой для разработки национальной системы оценки результатов обучения.
Национальная рамка квалификаций также служит базой для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и образовательных программ, а также механизмов достижения и признания квалификаций для всех уровней образования на национальном и международном уровнях.
Внедрение Национальной рамки квалификаций позволяет:
– разрабатывать профессиональные стандарты и образовательные программы на единой методологической основе;
– описывать требования к результатам обучения, квалификациям и компетенциям с единых позиций;
– устанавливать требования к квалификации при приёме на работу, при вертикальной и горизонтальной мобильности сотрудников внутри организации и между организациями;
– разрабатывать инструменты оценки и порядок определения квалификации выпускников на всех этапах образования;
– формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, включая планирование различных образовательных траекторий, ведущих к получению квалификации, повышению уровня квалификации и карьерному росту.
Уровни Национальной рамки квалификаций
Национальная рамка квалификаций включает восемь уровней квалификации, соответствующих Европейской рамке квалификаций и Закону Республики Узбекистан “Об образовании”, а также определяет основные пути достижения соответствующих уровней квалификации.
Описание показателей в Национальной рамке квалификаций:
– Показатель “знания” определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, и выражается через:
- объём и сложность используемой информации;
- инновационный характер применяемых знаний;
- соотношение теоретических и практических знаний;
– Показатель “умения (навыки)” определяет требования к навыкам и выражается через:
- вариативность способов решения профессиональных задач;
- необходимость выбора или разработки способов решения профессиональных задач;
– Показатель “ответственность и самостоятельность” определяет общую компетентность работника и выражается через:
- деятельность под руководством;
- самостоятельную исполнительскую дисциплину;
- руководящую деятельность;
- масштаб деятельности — широту полномочий и ответственности, степень подотчётности, последствия возможных ошибок в профессиональной деятельности.
Пути достижения уровня квалификации:
- общее среднее образование;
- профессиональное обучение;
- признание неформально и информально приобретённых навыков и квалификаций (“Recognition of Prior Learning”);
- профессиональное образование;
- бакалавриат;
- дополнительное образование высокого уровня (интернатура, ординатура, управление бизнесом, государственное управление и иное международно признанное образование);
- магистратура или послевузовское образование, направленное на получение учёной степени;
- докторантура (PhD, DSc), приравненные к ним и более высокие учёные степени иностранных государств.
