Телефон доверия +99855 516-54-53 (0)

Национальная система квалификаций “НСК”

  • Институт
  • Национальная система квалификаций “НСК”

Национальная система квалификаций “НСК”

В Республике Узбекистан Национальная система квалификаций внедрена в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2024 года № ПП-345 и Постановлением Кабинета Министров от 17 июня 2025 года № ПКМ-369.

Национальная система квалификаций — это единый национальный механизм в Республике Узбекистан, обеспечивающий тесную взаимосвязь между рынком труда и системой образования. Она служит для упорядочения процессов предоставления, оценки и признания профессиональных квалификаций и компетенций экономически активного населения на открытой и прозрачной основе, в соответствии с международными стандартами.

Национальная рамка квалификаций, в свою очередь, является ключевым структурным элементом данной системы и устанавливает чёткие критерии оценки и систематизации знаний и навыков рабочей силы. Рамка квалификаций включает 8 уровней, каждый из которых определяет соответствующий объём знаний, практических навыков, ответственности и самостоятельности.

Национальная система квалификаций в стране направлена на развитие человеческого капитала, повышение его качества, обновление учебных программ на основе профессиональных стандартов и подготовку кадров, соответствующих реальным требованиям рынка труда. В результате система формирует единое пространство квалификационных стандартов и понятий для всех заинтересованных сторон — образовательных учреждений, работодателей и отдельных лиц, а также создает основу для международного признания национальных квалификаций.

Институт развития национальной системы квалификации осуществляет организационно-методическое обеспечение данной системы и действует в качестве регулятора. К его основным задачам относятся разработка профессиональных стандартов, подготовка рамок квалификаций и инструментов оценки, координация процессов валидации результатов неформального и информального обучения (RPL), аккредитация центров оценки квалификаций, цифровизация системы и её постоянное совершенствование.

Национальная рамка квалификаций

Национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан является инструментом, соединяющим рынок труда и систему образования, и определяет обобщённые характеристики уровней квалификаций, а также основные пути их достижения на территории Республики Узбекистан.

Национальная рамка квалификаций является составной частью национальной системы квалификаций Республики Узбекистан и служит основой для разработки национальной системы оценки результатов обучения.

Национальная рамка квалификаций также служит базой для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и образовательных программ, а также механизмов достижения и признания квалификаций для всех уровней образования на национальном и международном уровнях.

Внедрение Национальной рамки квалификаций позволяет:

– разрабатывать профессиональные стандарты и образовательные программы на единой методологической основе;
– описывать требования к результатам обучения, квалификациям и компетенциям с единых позиций;
– устанавливать требования к квалификации при приёме на работу, при вертикальной и горизонтальной мобильности сотрудников внутри организации и между организациями;
– разрабатывать инструменты оценки и порядок определения квалификации выпускников на всех этапах образования;
– формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, включая планирование различных образовательных траекторий, ведущих к получению квалификации, повышению уровня квалификации и карьерному росту.

Уровни Национальной рамки квалификаций

Национальная рамка квалификаций включает восемь уровней квалификации, соответствующих Европейской рамке квалификаций и Закону Республики Узбекистан “Об образовании”, а также определяет основные пути достижения соответствующих уровней квалификации.

Описание показателей в Национальной рамке квалификаций:

– Показатель знания определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, и выражается через:

  • объём и сложность используемой информации;
  • инновационный характер применяемых знаний;
  • соотношение теоретических и практических знаний;

– Показатель умения (навыки) определяет требования к навыкам и выражается через:

  • вариативность способов решения профессиональных задач;
  • необходимость выбора или разработки способов решения профессиональных задач;

– Показатель ответственность и самостоятельность определяет общую компетентность работника и выражается через:

  • деятельность под руководством;
  • самостоятельную исполнительскую дисциплину;
  • руководящую деятельность;
  • масштаб деятельности — широту полномочий и ответственности, степень подотчётности, последствия возможных ошибок в профессиональной деятельности.

 Пути достижения уровня квалификации:

  • общее среднее образование;
  • профессиональное обучение;
  • признание неформально и информально приобретённых навыков и квалификаций (“Recognition of Prior Learning”);
  • профессиональное образование;
  • бакалавриат;
  • дополнительное образование высокого уровня (интернатура, ординатура, управление бизнесом, государственное управление и иное международно признанное образование);
  • магистратура или послевузовское образование, направленное на получение учёной степени;
  • докторантура (PhD, DSc), приравненные к ним и более высокие учёные степени иностранных государств.